Легенда про волков

Легенда про волков - - фото животных, стихи и загадки про животных, пословицы и сказки фотографии

 

Легенда о волке

Волк — в легендах многих народов Евразии и Северной Америки образ волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени.В древнем Египте жители Сиута почитали бога-волка Упуата, имя которого означало: “тот, кто открывает дорогу”. Это было воинственное божество, которое принесло победу правителям северного Египта. С тех пор во время религиозных праздников и торжественных церемоний впереди, всегда несли щит с изображением волка. Позднее греки, обосновавшиеся в Египте, дали Сиуту имя Ликополис, то есть “город волка”.

Древнегреческая легенда гласит: Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии, Ликаон. Однажды Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жителя знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного волка.


Увидеть волка считалось у римлян доброй приметой: ведь этот зверь служил богу Марсу — защитнику Рима и богу войны. Так, римляне считали, что своей победой в Умбрии, одержанной над галлами в 195 году до рождества Христова, они обязаны волку, посланному Марсом в ряды неприятеля. Во времена праздников “благословения весны” избирались молодые люди, которым было предначертано искать счастья в далеких краях. Они уходили из своего города, и путь им указывали два существа, связанные с богом Марсом, — зеленый дятел и волк.


В славянской мифологии упоминается божество, которое находится в неразрывной связи с волком. Это Дажьбог — бог Солнца, сын Сварога, входящий в группо сварожичей. Дажьбог, как и многие другие божества, является «оборотнем», т.е. имеет животную сущность, превращаясь в ней в большого хромого белого волка. Дажьбог, по одному из вариантов славянских мифов, это бог подземного мира, где проживают умершие, но в основном его считали добрым, светлым богом.


Существует еще один миф, связанный с волком, и этот миф говорит о путешествии Дажьбога в преисподнюю, и его браке с Мораной, славянской богиней смерти. У них родился сын по имени Ван, которого мать лишила зрения, в отместку Дажьбогу, с которым они разошлись. Ван был брошен в яму, но его спас Радгост, и помог ему обрести зрение. В качестве наказания Дажьбог уничтожает Морану, но она успевает проклясть Вана, превращая его в волка. Сестра Вана узнала, что может спасти брата, если будет хранить молчание в течение семи лет — и она с честью выдержала это испытания, и даже при угрозе смерти не заговорила. Ван, хоть и ставший человеком, потерял волшебные способности, и по преданию, стал родоначальником сербского народа.


Другое божество, связанное с волком и его лунным аспектом — Гориз, бог Луны и восходящего солнца. Правление Гориза простирается от заката до восхода солнца. Этот период целиком совпадает с периодом власти волка, который охотится в ночное время, это также время, когда оборотни становятся животными.





На Украине белый волк связан с Лесовиком, лесным духом, который ранее был, вероятно, богом лесов; этот дух часто называют, наряду с другими именами, «волчьим пастухом». Важно отметить, что мотив волка в погоне за Луной существует не только в славянской мифологии. Древние северные народы считали, что волк Хати постоянно гонится за Луной, а когда догонит ее, то съест, из-за чего произойдет лунное затмение.


В башкирском фольклоре фигурирует культ волка, откуда следует, что башкиры потомки рода волков. Мы-потомки рода Волков-Буре. Раньше назывались Усергенами. Когда наши предки вели кочевую жизнь, им встретилась мать Волчица. Когда один охотник хотел ее подстрелить, волчица заговорила человеческим голосом: «Не стреляй в меня, возьми за хвост и ударь по земле». Ударил ею по земле, и волчица обернулась девушкой-красавицей. Охотник привел её домой и женился на ней. Усергенцы не приняли такую невестку и прогнали семейство охотника. Ушел он от них, обосновался в стороне. Родились у него дети, образовался новый род. И так как зачинательницей рода была волчица, то и стал род называться Волчьим. А родоначальника, того самого охотника, стали называть Башбуре-Главным Волком. Вот мы и есть из рода Башбуре.


Для горцев Грузии жизнь волков чем-то напоминала сообщество людей. Как и пчелы, волки пользовались покровительством Дживарджи — святого Георгия с Горы. Они были свободны в выборе места обитания. Горцы не считали их дикими зверями: охотники, которые убивали волка, носили траур, как в тех случаях, когда убивали человека.


Хотя турки и монголы враждовали испокон веков, и те, и другие считали себя потомками волков. Согласно преданию, один молодой турецкий воин, единственный из всех своих соплеменников, кто выжил после монгольского нашествия, был подобран волчицей и отведен ею в некий земной рай, сокрытый между гор. Их союз дал жизнь новому народу, который вслед за большим серым волком ушел на другие земли, образующие сегодня Турцию. Монгольский император Чингисхан был горд тем, что он — сын волка.


Известна легенда о волках и шакалах. Когда-то, давным-давно, люди умели понимать язык птиц и зверей, длина жизни измерялась не годами, а столетиями, а звёзды, видевшие те события, поседели от времени. Тогда люди промышляли охотой, и однажды отряд дикарей окружил старого белого волка. А был тот зверь последним в своём роду, единственным из хранивших мудрость древних. Но не хватило бы ему сил сражаться за жизнь и свободу. И тогда он лёг на землю и заговорил: «Если кто-нибудь из вас обагрит руки моей кровью, то получит дар, который назовут потом проклятьем, дар исключительности, непохожести на других, изгнания и одиночества, но дающий власть и прелесть таланта создания. Хотя платой за него будет неприятие обществом, потому что вы станете другими», — сказал старый волк, — «Вы станете волками во владениях шакалов». Но люди посмеялись над его речью и убили волка, а трое самых смелых испили по древнему обычаю алой крови жертвы, и когда повернулись к товарищам, то на них скалились шакальи морды. И с тех пор общество делится на талантливых и посредственных, на оригинальных и подражающих им, на волков и шакалов.


Вайнахская легенда гласит: Давным-давно Всевышний, создавший Землю, заселил ее людьми, зверями и другими существами и дал им наставление, как жить:»Не нарушайте моих заповедей, живите в мире и согласии и помните, вы все равны между собой!» Он так любил своих детей, что подарил им рай. И все жили на Земле, проявляя уважение и любовь друг к другу. Но через много лет они стали забывать и нарушать заповеди Всевышнего: люди убивали людей, большие и сильные звери пожирали малых и слабых. И только одна Волчица не пожелала становиться как все, говоря, что Всевышний создал нас равными, что подобные поступки нарушают закон Его и Он покарает всех. Но ее никто не слушал. Когда Всевышний увидел на Земле грязь и насилие вместо рая, он послал людям своих Ангелов, но люди отвергли их. Тогда разгневанный Всевышний решил уничтожить все живое на Земле и обрушил на нее Великую стихию. И Солнце стало кроваво-красным, и с неба посыпался песок, не давая вздохнуть. И рушились горы, и ледяной ветер вырывал с корнями деревья, погребая под ними все живое. И заметались люди и звери, ища спасения. И только Волчица повернулась лицом к великой беде, заслонив своих волчат. И обрушил Всевышний на нее весь свой гнев. От сильного ветра у Волчицы лопалась кожа и кусками срывалось мясо, но она не сдавалась. А люди, возомнившие себя повелителями Земли, трусливо прятались за ней, спасая свои грешные души. Всевышний поразился ее стойкости и мужеству. Он утихомирил стихию и изрек: «Я увидел, что на этой грешной Земле все же есть достойное существо, и ради него я дарую вам жизнь, но не прощаю». И отвернулся от Земли. А раненую Волчицу люди убили, так как не могли пережить свой страх и позор. С тех пор люди преследуют и убивают волков, желая тем самым уничтожить напоминание своей вины перед Всевышним. А волки с тех пор нестерпимо жалобно воют, глядя на отрекшиеся небеса, призывая Всевышнего, чтобы он повернулся к Земле, простил наши грехи и восстановил на Земле справедливость.

Советуем прочитать:  Легенда о Лисе Рейнарде. Лиса в английском фольклоре

(Из народных сказаний)

 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Легенды, стихи и загадки про животных, пословицы сказки и мифы