Многие, или почти все, знают, что сова — общепризнанный символ мудрости. Однако задолго до того, как эта «птица» стала ассоциироваться с подобными качествами, сову представляли как символ древних цивилизаций. Самые древние рисунки совы датируются 32-34 тысячами лет назад (пещера Шове, Франция). Но что же хотя бы вкратце известно о традиционных представлениях о сове у разных народов в древности?
Начнем с США. Североамериканские индейцы верили, что совы связаны с духами умерших и помогают шаманам общаться с ними. Распространены легенды о совах, похищающих детей и спасаемых койотами. Иногда говорят, что совы считаются умными птицами, но это верно лишь отчасти.
Ацтеки и майя считали сов демоническими ночными существами, которые посылали угрожающие пророчества богов подземного мира и выступали в роли предвестников смерти и проводников души после смерти. Однако в дотетустеканских культурах древней
Мексики священный образ совы почитал богиню дождя Теотиуакана.
В Индии совы почитались как покровители ночи, вестники загробного мира и провожатые духов в царство мертвых. В индуизме сова считается «значком» бога Ямы, повелителя этого царства, и горой Дурги, жены разрушителя Шивы, одной из его ужасных ипостасей.
В Китае эта птица олицетворяла зло, преступление, жестокость, смерть, страх и даже неблагодарных детей. Она считалась противоположностью феникса. Согласно одной из легенд, молодая сова учится летать только после того, как родители безжалостно вырывают ей глаза. Однако в некоторых регионах сова считалась символом «желтого предка» и ассоциировалась с молнией, громом и летним солнцестоянием. Как магическое животное, она иногда посвящалась кузнецу.
Ассоциация совы со злыми духами характерна для народов Центральной Азии. Согласно Закону Моисея, сова — «нечистая» птица. В еврейской традиции сова ассоциировалась со слепотой, а еврейский демон Лилит изображался вместе с совой.
В Египте она считается птицей смерти, принадлежащей к царству ночного солнца и пересекающей темные озера и моря. В Африке совы до сих пор ассоциируются с темными силами, во многих диалектах их называют «ведьмиными птицами» и безжалостно уничтожают, несмотря на протесты защитников окружающей среды.
Славяне также считали сову «нечистой» и, указывая на ее связь с ведьмами и лесом, называли ее предвестницей смерти и вдовства, обличительницей разврата и хранительницей сокровищ. Некоторые говорят, что боялись мести птицы (белорусские, хорватские) за невозвращение одолженных перьев и насмешек (польские) за хвастовство красотой своих детей.
Для кельтов сова — мифический символ, «ночная ведьма». В валлийских мифах фигурирует всезнающая сова Каврида. Этруски считали сову атрибутом бога тьмы и ночи. В Древней Греции она даже была признана священной и магической птицей, принадлежавшей Калипсо, которая удерживала Одиссея на острове в течение семи лет. И, конечно, она была спутницей Афины (Минервы), которую Гомер называет богиней «сов». При ней сова стала символом мудрости. Но если говорить о греко-римской традиции, то стоит отметить, что Атропос из Миры, изначально римская аллегорическая фигура ночи и сна, прерывающая течение жизни, также ассоциировалась с этим пернатым существом. Однако греческие воины верили, что сова, появившаяся на поле боя, принесет победу. Совы находились под защитой, и им даже разрешалось жить на греческом акрополе.
Простые шаги привели их к различным традиционным культурам, многие из которых сегодня с опаской относятся к главной героине этой истории. Но их использование в целях защиты неизбежно. В Японии, например, считалось, что украшение домов фигурками сов предотвращает чуму и голод по принципу сходства (а в китайской династии Шан они также служили для отпугивания злых духов). В Средней Азии совиными перьями защищали детей и скот от той же чумы. Славяне также верили в то, что совы помещаются возле дома, чтобы отпугнуть сов и мышей и защитить свое жилище.